Виктор Бычков
официальный сайт Заслуженного художника России
тел.: +7 (910) 670-2380, +7 (980) 753-3449     vic.bychkov@yandex.ru

Рубрика Культурные события

C сайта города Юрьева- Польского

История одной картины ковровского художника Виктора Бычкова

20 мая

Рубрика Культурные события, Между прочим

Колодец

«Уважаемый Виктор Алексеевич! Поздравляем Вас с присвоением почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации» за заслуги в области изобразительного искусства! Желаем Вам дальнейших творческих успехов, здоровья, благополучия и всего самого доброго. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов».

С прочтения этого благодарственного письма в адрес ковровского художника Виктора Бычкова 24 ноября в детской художественной школе началось открытие новой выставки. На ней было представлено около тридцати работ Виктора Алексеевича, разного периода и в разной технике. Тем не менее, ее смело можно было бы назвать выставкой одной картины, ибо центром экспозиции стал новый большой холст мастера. Написанная им в этом году картина «Колодец» совсем недавно была показана на юбилейной выставке Владимирского союза художников в областном Центре изобразительных искусств.

На фоне иных, куда более монументальных полотен Бычкова, работа эта совсем невелика. И сюжет ее не столь динамичен, как, к примеру, в «Нашествии». Да, собственно, и сюжета особого нет. Просто – старый покосившийся деревенский колодец на фоне осеннего дождливого пейзажа и отдаляющаяся от него немолодая женщина. Отчего же незамысловатая эта картина рождает ощущение тоски, горечи утраты? Возможно, дело в том, что колодец этот (написанный с натуры, с настоящего колодца в одной из деревень по дороге на Южу) – мертвый. Источник живительной влаги иссяк и заброшен, как заброшена вся российская деревня, еще совсем недавно бывшая, казалось, неистощимым ключом, источником жизни…

Вот что об истории создания картины рассказал на открытии выставки сам Виктор Бычков:

– Первый сюжет с колодцем я нарисовал еще будучи студентом. Здесь на выставке есть этот этюд, выполненный в темпере в 1988 году. На этой выставке еще немало рисунков, набросков и небольших картин разных лет, где так или иначе обыгран колодец. Собственно, это была идея Светланы Юрьевны Каминской (директора ДХШ) устроить экспозицию, посвященную именно этой теме. Как бы выстроить мостик от той, первой работы к последней моей картине. Она даже заставила меня предоставить наброски и эскизы, сделанные в ходе подготовки к написанию «Колодца». И ведь, действительно, как оказалось, в этом проявился свой смысл. Оглянувшись назад, я обнаружил, что к теме колодца я регулярно возвращался на протяжении всей своей деятельности и не раз использовал ее в своих картинах. И, наверное, это – не случайно. Ведь колодец – это всегда центр деревни, это, можно сказать, ее душа. А деревня – это то, что всегда меня интересовало, за что я болею сердцем. И вот этот колодец,  весь обклеенный объявлениями, – конечно же, символ. Даже, можно сказать, крик души: «Что же происходит с нашей родиной, что происходит с нами всеми?!». В некотором смысле этот колодец и символ России…

Когда я писал этот колодец, делал эскизы, ко мне часто подходили местные жители, в основном бабушки. Подходили и сразу начинали жаловаться. Вот, дескать, один только колодец остался на деревне. И ходить к нему за водой приходится за полтора километра. Рассказывали, как обращались к властям – просили помочь им с водой. Власти отмахиваются, есть, мол у вас один колодец и хватит. Вот эти бабушки несчастные по-прежнему и мучаются. Так, может быть, и в этом есть какая-то цель моей картины – обратить внимание на беды простых деревенских людей, а почему нет? Ведь художник, особенно если он хочет называться русским художником, обязан быть чутким. Ведь все русское изобразительное искусство, лучшие его творения, были пропитаны болью за ближнего, за «маленького человека», по выражению Гоголя, за того, из «Шинели». За человека, за которого никто не заступится, кроме, может быть, художника, писателя с четко выраженной гражданской позицией. Путь этот, если его избрать, конечно, трудный. И денег он не принесет. Картины, пробуждающие совесть, бередящие душу, не очень-то покупают. Но если ты хочешь быть художником в истинном значении этого слова – это твой путь. Тебе не стыдно будет называться художником.

Выставка, включившая, помимо работ на «колодезную» тему, и этюды художника, выполненные в этом году, продлится до конца декабря. Параллельно с ней до Нового года в залах ДХШ состоится открытие еще двух выставок – «Учитель и ученик» и экспозиция работ творческого союза художников города Юрьев-Польский.

В. МИРОНОВ